Company Name

Бортовая РЛС "Копье"

Предназначена для вновь разрабатываемых и модернизируемых легких истребителей типа МиГ-21-93. Обеспечивает управление бортовым вооружением, включающим все его виды: пушки, неуправляемые ракеты, современные управляемые ракеты с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, в том числе активными, корректируемые бомбы.
“Копье”- когерентная, многофункциональная, многорежимная бортовая радиолокационная станция(БРЛС), обнаруживает и захватывает воздушные цели в свободном пространстве и на фоне земли в условиях облачности на встречных и догонных курсах.
Использование БРЛС “Копье” превращает самолет МиГ- 21 в современный, многофункциональный истребитель- бомбардировщик 4- го поколения.

ris2

Рис.2. МиГ-21И


БРЛС “Копье” обеспечивает в режиме “воздух- воздух”: обнаружение цели с определением дальности; сопровождение одиночной цели и нескольких целей с сохранением обзора пространства; выбор наиболее опасной цели и атаку нескольких целей; ближний маневренный бой. В режиме “воздух- поверхность”: картографирование поверхности реальным лучом антенны; замораживание карты; обнаружение движущихся наземных целей; измерение дальности до наземных целей.

Основные характеристики:
Диапазон частот Х
Антенна: тип щелевая решетка
диаметр, мм 500
Дальность обнаружения целей, навстречу/вдогон, км:
в режиме «воздух - воздух» 57/30
на фоне земли 57/25
Количество одновременно сопровождаемых/обстреливаемых целей 10/2
Вероятность определения отказа системой встроенного контроля (непрерывный по вызову, сквозной в полете и на земле), проц. 95
Наработка на отказ, ч 200
Боевые возможности МиГ-21-93:
используемое оружие:
ракеты с ТГС Р60МК, Р-73Э
ракеты «воздух - корабль» Х-31А
ракеты с РГС для встречного боя на больших дальностях РВВ-АЕ, Р-27Р1(Т)
управляемые бомбы МК82, МК83, КАБ-500Кр

На самолете МИГ-21И установлена многофункциональная БРЛС "Копье", позволяющая обнаруживать и поражать воздушные цели всех типов круглосуточно и в любых условиях, а также наземные цели, в том числе вне их визуальной видимости. При работе по земле, импульсно-доплеровская РЛС "Копье" обеспечивает всепогодность и круглосуточность применения самолета и выдачу предварительного целеуказания. Так, движущаяся по лесной дороге колонна танков обнаруживается на дальности свыше 20 км, железнодорожный мост - 100 км.

БРЛС "Копье" обеспечивает применение:

  • УР класса "воздух - воздух" средней дальности - РВВ-АЕ, Р-27;
  • УР класса "воздух - воздух" малой дальности - Р-60 (Р-60М), Р-73;
  • УР класса "воздух- РЛС" - Х-25МП;
  • корректируемых авиабомб - КАБ-500КР и др.

Система управления вооружением (СУВ) самолета истребителя МиГ-21

Бортовая радиолокационная станция «Копье-21» является основной частью системы управления вооружением (СУВ) самолета-истребителя МиГ‑21БИС. СУВ совместно с ракетным вооружением, бортовыми системами и другим оборудованием самолета обеспечивает:

  • перехват воздушных целей на встречных, встречнопересекающихся и догонных курсах;
  • ведение ближнего маневренного боя с использованием ракетного и пушечного вооружения;
  • выдачу пилотажно-навигационной информации для взлета, полета по маршруту и посадки;
  • получение разномасштабной радиолокационной карты местности;
  • обнаружение наземных и морских целей, измерение их дальности и азимута;
  • применение всех видов вооружения класса «воздух-поверхность»;
  • автоматизированный контроль СУВ с выдачей непрерывной информации о работоспособности всех блоков.

Обеспечена возможность сопряжения с аналоговым и цифровым оборудованием, имеющимся на борту самолета, а также удобство управления и эксплуатации. По своим основным характеристикам РЛС "Копье" соответствует или несколько превосходит американскую РЛС Вестингауз AN-APG-68, устанавливаемую на самолетах Дженерал Дайнэмикс F-16C. В состав оборудования входят бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения информации, новая система управления оружием, аппаратура инерциальной курсовертикали, цифровая система воздушных сигналов, радиотехническая система ближней навигации (РСБН), бортовая аппаратура приема команд радионаведения по КРУ, новая кабинная аппаратура, система эл,ектроснабжения, контроля и регистрации. Структурная схема СУВ «Копье-21» представлена на рисунке 3.

Рис.3. Структурная схема СУВ «Копье-21»

На схеме использованы следующие обозначения:

КАИ – коллиматорный авиационный индикатор на лобовом стекле кабины пилота;
СОИ-21 – система отображения информации;
БОИ – блок отображения информации – цифровой процессор, который обеспечивает отображение информации на ЭЛИ и КАИ;
КТС – коммутатор телевизионных сигналов;
ЭЛИ – электронно-лучевой индикатор на приборной панели;
КО – кнопочное обрамление ЭЛИ;
«КАРАТ» – бортовая автоматизированная система контроля (БАСК)
INS «TOTEM»  – инерциальная курсовертикаль (измерение углов курса, крена, тангажа, составляющих абсолютной и относительной скорости на основе гироскопических датчиков) – инерциальная навигационная система;
RWR – система предупреждения об облучении самолета зенитными ракетными комплексами и РЛС истребителей противника;
СВС-2Ц-У – система воздушных сигналов – выдает значение воздушной скорости (по измерениям датчика воздушного давления – трубки Пито), барометрической высоты и температуры наружного воздуха, а также абсолютной высоты полета по показаниям радиовысотомера;
RAM-702A– радиовысотомер, измеряет высоту полета, предупреждает об опасном снижении;
ДУА-3 – датчик угла атаки;
ДУС-3 – датчик угла скольжения;
Оба датчика (ДУА и ДУС) являются аналоговыми потенциометрами, связанными с флюгерами.
РУС – ручка управления самолетом - рулевая колонка;
РУД – ручка управления двигателем (дросселем тяги);
Размещение органов управления (кнопок, переключателей, кнюппеля джойстика в форме кнопки) на РУС и РУД соответствуют концепции HOTAS - hands on throttle and stick - осуществление управления РЛС и оружием, не снимая рук с ручки дросселя и рулевой колонки.
НСЦ «Щель-Зум» – нашлемная система целеуказания – измеряет угловые координаты линии визирования цели, визуально наблюдаемой пилотом через визирную рамку;
СОК – система объективного контроля;
СУО-21И – система управления оружием (ракетным и стрелковым);
СЖО – система жидкостного охлаждения;
СВО – система воздушного охлаждения;
КАБ-500КР – корректируемая авиабомба с телевизионной головкой наведения;
НРС – неуправляемые ракетные снаряды;
УР – управляемые ракеты:

  • РВВ-АЕ – средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения
  • Р27Т1 – средней дальности с тепловой (инфракрасной) головкой
  • Р73Э, Р73ТЭ, Р60МК – малой дальности с тепловыми головками
  • Х25МП – противорадиолокационная (наводится на радиоизлучение)

Состав ракетного вооружения самолета МиГ-21 представлен на рисунке 4.

Рис.4. Ракетное вооружение  «МиГ-21»

Режимы работы и параметры БРЛС "Копье-21И"

БРЛС «Копье-21» входит в состав системы управления вооружением и является многофункциональной РЛС, обеспечивающей решение боевых задач в трех основных режимах работы: «воздух-воздух», «воздух поверхность» и навигация.
В режиме «воздух-воздух» РЛС выполняет следующие задачи:

  • Обнаружение целей с измерением дальности в свободном пространстве и на фоне земли (моря)
  • Сопровождение одиночной цели
  • Сопровождение до 8 целей с сохранением обзора: выбор двух наиболее опасных целей атака одновременно двух целей

Ближний маневренный бой:

  • вертикальное сканирование в зоне индикатора на лобовом стекле
  • ручное целеуказание цели (без сканирования) и целеуказание с помощью нашлемного визира
  • поворачиваемое сканирование с помощью кнюппеля

В режиме «воздух-поверхность» имеет следующие подрежимы работы.

  • Картографирование: а) реальным лучом, б) в режиме доплеровского обучения луча, в) синтезированной диаграммой направленности антенны.
  • Укрупнение масштаба, «замораживание» карты.
  • Измерение дальности до земли и до радиоконтрастных целей с целью коррекции навигационной системы.
  • Обзор морской поверхности.
  • Обнаружение и сопровождение движущихся наземных целей.
  • Атака нескольких целей одновременно (до 4).
  • Обнаружение и сопровождение постановщика активных помех.

В режиме «Навигация» РЛС обеспечивает: определение и выдачу значений крена, тангажа, магнитного и истинного курсов, составляющих относительной и абсолютной линейных скоростей, географических координат местонахождения и индикации координат наземных радиомаяков, промежуточных пунктов маршрута и аэродромов, вводимых с кнопочного обрамления на электронно-лучевом индикаторе (КО ЭЛИ).

Параметры антенны БРЛС «Копье-21»

тип – щелевая антенная решетка
диаметр антенны - 500 мм
встроенный компенсационный канал.
Зона сопровождения: по азимуту - ± 40 град., по наклону - ± 40 град.
зоны обзора: ±10/ ±20/ ±40 град
Коэффициент усиления - 29 дБ
Коэффициент шума - 4 дБ
Диапазон частот - X (3 см)
Кол-во литерных частот - 16
Мощность передатчика: импульсная - 5 кВт, средняя - 1 кВт.

Рис.5. Внешний вид БРЛС «Копье-21И»

Характеристики в режиме «воздух-воздух»:

  • Дальность обнаружения целей с Sэпр = 5 кв.м:
    • в свободном пространстве навстречу - 57 км
    • в свободном пространстве в вдогон - 30 км
    • на фоне земли навстречу - 57 км
    • на фоне земли в вдогон - 20 км
  • Дальность обнаружения по скорости целей с Sэпр = 5 кв.м. - 68 км
  • Целеуказание управляемым ракетам РВВ-АЕ, Р-27Р, Р-27Э, Р-27Т, Р‑27АЕ, Р-73

Характеристики в режиме «воздух-поверхность»:

  • Дальность обнаружения морских целей с Sэпр = 100 кв.м:
    • при волнении моря 0 баллов - 80 км
    • при волнении моря 4 балла - 50 км
  • Целеуказание активным ракетам Х-31А, УРСам и авиабомбам.
  • Обучение луча при картографировании: 20:1, 45:1, 90:1
  • Разрешение при картографировании:
    • низкое (в зоне до 80 км) - 300х300 м
    • среднее (в зоне до 60 км) - 30х30 м
    • высокое (в зоне до 20 км) - 10х10

Масса и энергопотребление:
Масса - 115 кг
Потребляемая мощность:
по переменному току - 8.5 кВт
по постоянному току - 1 кВт
Напряжение питания:
переменное - трехфазное 200 В, 400 ± 8 Гц,
постоянное - 27 В.

 

список использо- ванных ресурсов:
Сайт управляется системой uCoz